Разделы сайта:
Книга даст твоему карандашу крылья, чтобы вознести тебя на высоту настоящего искусства

Мужские головы, часть 2

Если ты посмотришь на рис.1, то увидишь, что я нарисовал шар так, как если бы он был прозрачным, чтобы конструкция всего шара стала очевидной. В этом случае рисунок на видимой стороне шара может быть сделан так, что он будет казаться идущим по всей его окружности, и можно вообразить невидимую сторону как дубликат видимой. Мой старый учитель говорил: «Будь готов нарисовать невидимое ухо», - что в то время меня очень озадачивало. Позднее я понял, что он имел в виду. Голова не может считаться полностью нарисованной, пока ты не можешь почувствовать невидимую сторону.

Основная форма сплющенного шара

Рисунок 1. Основная форма сплющенного шара

Череп больше похож на шар, чем на что-то ещё. Чтобы нарисовать шар как объёмный предмет, надо установить ось, наподобие гвоздя, воткнутого в верхушку шара. Теперь через точки, где проходит ось мы можем разделить шар на четверти, затем ещё пополам - по экватору. Срезав небольшие ломтики с обеих сторон шара, мы получим форму, очень похожую на верх черепа. Экватор становится линией бровей. Одна из линий, делящих шар на четверти, будет средней линией лица. Примерно на полпути между линией бровей и осью помечаем линию волос, она же - верх лица. Продолжим среднюю линию прямо вниз за пределы шара. На ней отмечаем две точки на расстояниях, примерно равных высоте лба (от линии бровей до линии волос). Та, что выше, указывает длину носа, а нижняя - низ подбородка. Теперь мы можем создать плоскость лица, нарисовав линию челюстей, которая доходит примерно до половины шара с каждой стороны. Уши прикрепляем на середине боковых сторон головы на дистанции, примерно равной расстоянию от бровей до кончика носа. Шар можно наклонять в любом направлении.

Из всего вышесказанного можно понять, что невозможно нарисовать голову правильно, начиная с носа или глаза, не обращая внимание на череп и расположение деталей на нём. Это то же самое, что пытаться рисовать машину, начиная с руля. В любом рисунке ни одна часть не бывает важнее целого, а целое всегда состоит из собранных вместе пропорциональных частей. Мы всегда можем разделить целое на части, вместо того, чтобы подбирать части, надеясь что они соберутся вместе в нужную конструкцию. Например, проще знать, что лоб - это одна треть лица и где его позиция на черепе, чем строить череп, начиная со лба. Мы большей частью думаем о голове в терминах, определяющих индивидуальность, и никогда не чувствуем её механически. Мы думаем не о том, что улыбка имеет механический принцип действия, а о том что это доказательство оптимистичной личности. В действительности механика, заключённая в улыбке та же, что в шнурке, раздвигающем шторы. Шнурок прикреплён к чему-то неподвижному на одном конце и к ткани на другом. Если потянуть за верёвку, материал собирается в складки. Щёки собираются в складки подобным же образом. Работа челюсти подобна дверной петле, но тип петли - шаровой шарнир. Глаз двигается в глазницах как шар, удерживаемый на месте. Веки и губы похожи на щель в резиновом шаре, для которой естественнее быть закрытой, кроме случаев, когда её растягивают. За каждым движением стоит механический принцип, заложенный в мозг. Плоть лица и мускулы, которые способны растягиваться и сокращаться подобны другим мускулам на теле. Более подробно мы обсудим этот интересный материал позднее.

Очень важный крест на голове

Рисунок 2. Очень важный крест на голове

«Крест» или точка, в которой линия бровей пересекает среднюю линию, это ключевая точка в конструкции головы. Она определяет позицию лицевой плоскости на шаре, то есть угол, под которым мы видим лицо. Её легко найти на модели. Продолжая среднюю линию вверх и вниз, мы устанавливаем её для всей головы. Продолжая линию бровей вокруг головы, мы можем найти точки, где располагаются уши.

Мы начинаем рисование головы с установления точек на шаре и лицевой плоскости. Неважно, насколько ты опытен, хороший ли у тебя глазомер, всегда следует начинать рисование лица с разметки, так же как даже опытный столяр всегда измеряет доску, прежде чем отпилить её.

Иначе конструирование основывается на догадках, как азартная игра. На один случай, когда ты угадываешь правильно приходится множество неудачных. Наиболее важная точка на голове - это точка непосредственно над переносицей, между бровями. На шаре это точка пересечения «экватора» и «главного меридиана», двух линий, которые делят шар вертикально и горизонтально. Все измерения начинаются с этой точки. На полпути от этой точки к верхушке головы мы отмечаем линию волос, она ограничивает высоту лба. Откладывая такое же расстояние вниз, получаем длину носа, то есть расстояние от кончика носа до бровей примерно равна высоте лба. Отмерив вниз ещё такое же расстояние, получаем низ подбородка. Итак, все эти три расстояния равны между собой.

Взгляни на рис.3 и 4. Я предлагаю тебе взять карандаш и бумагу и начать рисовать эти головы, наклоняя их во всевозможных направлениях. Это будет твоим первым уроком. От того, как ты это делаешь, будет зависеть всё, что ты будешь делать дальше. Рис. 4 подаст тебе идею, как разместить детали правильно. Размещение более важно, чем само рисование деталей. На этом этапе не так уж важно, чтобы детали были нарисованы правильно. Размещай их вдоль вспомогательных линий, чтобы две стороны головы выглядели одинаково, независимо от точки зрения.

4

Рисунок 3. Крест и средняя линия определяют позу.

Вначале самое важное - научиться правильно располагать шар и среднюю линию. Не заботься пока о деталях. Это просто конструкция, которую ты будешь использовать всю жизнь. Установи крест. Пытайся думать о конструкции головы в целом. Челюсти прикрепляются примерно на середине каждой из сторон головы. Помни, что глаза и скулы ниже линии бровей. Уши на уровне области от кончика носа до бровей. Крест определяет положение всего лица. С этого начинается рисование любой головы в любой позиции.

Размещение  средней линии - 1 Размещение  средней линии - 2 Размещение  средней линии - 3

Рисунок 4. Размещение средней линии.

Hosted by uCoz