Почему нужна анатомия?
Похоже, лишь немногие художники имеют более чем смутное представление об анатомии головы, или о том, как работают мышцы. Если бы лицо не имело выражений, нам потребовалось бы лишь немного знания. Некоторые утверждают, что выражения лиц следует изучать по фотографиям. Многие так и делают. Я же считаю, что любой человек может изучить необходимые принципы анатомии всего за 2-3 вечера. Если нужно так мало усилий, почему бы не изучить то, что всегда будет нужным для тебя.
Каждое выражение лица полностью зависит от очень небольшого числа мышц, лежащих под плотью и прикреплённых к ней. Понимание того, как они лежат и что делают и отличает знание от догадок. Выражение должно быть убедительным, а убеждать легче, когда ты знаешь факты, с которыми работаешь.
Много лет главной трудностью для меня было рисование улыбки. Я был убеждён, что морщинки при улыбке начинаются у ноздрей и идут прямо к уголкам губ. В действительности они идут снаружи уголков губ и слегка вокруг них к боковой стороне подбородка. Это потому, что губы лежат в овальном щитке мышц и морщинки формируются по внешней стороне этих мышц. Маленькие ремневидные мышцы, идущие вниз от скул, прикреплены к этому щитку мышц за внешнюю сторону и вызывают морщинки при улыбке. В некоторых улыбках натяжение этих маленьких мышц заставляет уголки рта округляться вместо того, чтобы заканчиваться в определённой точке. По каким-то причинам я не усвоил этого вначале своего обучения. Это показывает, как полезно возвращаться к истокам, когда ты в затруднении.
Важная вещь в улыбке - это то, как образуются складки плоти вокруг глаз. Иногда они придают веселья улыбке, иногда нет. Не могу сказать, почему. У некоторых лиц эта особенность выражена ярко, у других почти незаметна. Трудность в том, чтобы передать эти складки правильно, как естественную часть улыбки, а не как мешки под глазами. Эти складки легче изобразить в рисунке краской, чем карандашом, потому что краской можно передать оттенки освещённости, а карандаш делает складки слишком тёмными. То же самое с морщинками у внешних углов глаз. Если они слишком тёмные, то становятся похожи на отпечаток вороньей лапы. Многие улыбки портит то, что линии вокруг ноздрей слишком тёмные и тяжёлые, передают скорее усмешку, чем улыбку или придают персонажу такой вид, как будто он вдохнул что-то весьма неароматное.

Рисунок 23. Механика рта.