Рисование мальчиков и девочек - Маленькие дети
Для начала давай усвоим, что ни одна область искусства не может быть полностью сведена к одной формуле без ущерба самому искусству, входящему в неё. Мы, конечно пытаемся искать пути и средства, чтобы достичь цели, и эта цель - правильность изображения реального объекта. Искусство, тем не менее, не сводится к подгонке правильности. Искусство - это не отражение. Можно сказать, что искусство - это форма выражения и полностью выражение не может быть сведено к формуле. Африканская скульптура имеет выражение и поэтому она - искусство. Она не передаёт в точности истины, какую мы знаем, но есть истина большего значения, которую знают они. Мы можем достичь большей истинности упрощением. Каждый волосок в брови - это истина, но он не несёт в себе большого значения. Каждый лист травы является деталью, но мы можем быть больше заинтересованы изображением покрытого травой холма и лучей света на этом холме.
В рисовании детей нужно руководствоваться как правилами конструкции и анатомии, так и собственным ощущениям. Луч света на волосах ребёнка может быть так же прекрасен и привлекателен, как освещённый солнцем холм. Озорной блеск в глазах маленького мальчика может быть действительно тем, что мы рисуем, а не правильная анатомическая конструкция глаза.
Легко слишком увлечься техникой и забыть о значении. Техническое в рисунке должно быть связано с духовным, ибо техника без души - ничто. Но чувства нельзя передать без техники и стоящих за ней знаний.
Каждая часть рисунка должна быть частью одного целого. Свет и тени, углы, текстура и материал так же должны рассматриваться с точки зрения дизайна и упорядочения, как и любое другое качество. В рисовании голов, узора волос, отбрасываемой головой тени, детали одежды всё даёт возможности для дизайна. Свет и тени на лице сами по себе создают дизайн, хороший или плохой, сознаём мы это, или нет. Голова в целом - это дизайн форм, собранных вместе, и это - чудо дизайна как с точки зрения функциональности, так и искусства.
Я говорю всё это, чтобы ты подходил к объекту рисования со смиренностью и преклонением перед его чудесами. Для меня нет ничего более прекрасного и удивительного в мире, чем голова маленького ребёнка. Жизнь ещё не оставила на нём никаких шрамов, никаких следов недовольства и расстройства; это цветок, только что распустившийся из бутона, свежий и нетронутый.
Если вид детей не трогает твою душу, вероятно, будет ошибкой пытаться рисовать их. Ты не можешь рисовать детей, отдалившись эмоционально. Когда из твоей работы уходит радость, это способно затянуть её в трясину чистой техники. В своей работе мне часто случается рисовать детей и, чем больше я это делаю, тем больше нахожу удовольствия. Я чувствую, что здесь есть вершина восхитительной истины, к которой я лишь чуть-чуть приблизился и это пришло после рисования наверное тысяч голов взрослых людей. Рисование детей имеет обширный и относительно неиспользуемый коммерческий рынок. Нам нужно больше рисунков детей и меньше фотографий, как в рекламе, так и на стенах наших квартир. Тот факт, что дети не могут сидеть смирно, не должен обескураживать тебя. Можно рисовать по фотографии и передать при этом больше художественного выражения, чем точных фотографических деталей.
Рисунок 59. Пропорции головы маленького мальчика.
Пропорции головы по вертикали для маленького мальчика примерно те же, что и для более взрослого, однако лицо относительно уже, хорошо вписываясь в квадрат на виде спереди. Глаза кажутся меньше, потому что они, в отличие от лица, не растут. Можно использовать большие глаза- ldquo;пуговкиrdquo; лишь для совсем маленьких детей. Челюсть и подбородок начинают расти, делая подбородок более выдающимся вперёд. Переносица выше и нос слегка длиннее, почти достигает низа второй четверти. Губы касаются нижней линии третьей четверти. В очень раннем возрасте вырастает целая копна волос. Это подчёркивает большой череп, но оставляет лицо выглядеть маленьким. Если волосы растут кудрявыми, матери иногда позволяют им расти, пока они не начнут выглядеть гротескно.
Маленьким мальчикам трудно сидеть спокойно; в рисовании их, как и в рисовании младенцев, используй фотографии и вырезки из журналов. Обрати внимание, что ухо поднято вверх к средней линии. Головы маленьких мальчиков оставляют впечатление выдающегося назад затылка, потому что шея ещё тонкая и мышцы, прикреплённые к основанию черепа, ещё не развиты.
Также заметь, что ноздри увеличились и верхняя губа кажется короче. Уши в этот и последующий за ним период вырастают значительно. Я думаю, уши полностью развиваются к тому времени, когда ребёнку исполняется 10-12 лет. Расстояние от носа до уха всё ещё остаётся достаточно большим. Ресницы длинные. Волосы над висками растут хорошо.
Рисунок 60. Пропорции головы маленькой девочки.
Пропорции практически те же, что и для маленьких мальчиков. Характерные особенности маленьких девочек: большая ширина лица на уровне глаз и челюстей и более округлый подбородок. Очень часто складка верхнего века едва видна над глазом. Все линии контура обычно более округлые. Знание этих особенностей поможет тебе сделать маленькое лицо более женственным. Лоб у девочек в раннем возрасте выше, чем у мальчиков. Некоторые утверждают, что это свидетельствует о более быстром умственном развитии девочек. Так ли это, я не знаю, но точно могу сказать, что более низкая линия волос больше подходит для мальчиков, а более высокая - для девочек.
Надо проявлять аккуратность, чтобы не нарисовать рот слишком большим или слишком тёмным. Это придаст более взрослый вид или эффект «театральности», не украшающий детскую голову. Шея девочки округлая и небольшая по сравнению с головой. Складка между шеей и челюстью часто поднимается вверх до уха, но направлена ниже его. Часто она чётко очерчена. Лоб может слегка выдаваться вперёд в верхней части. Плоскости лица округлены, но, чтобы рисунок не выглядел слишком «фотографичным», можно добавить некоторую блочность в изображение волос. Ухо более хрупкое по структуре и поднято до средней линии головы. Брови также следует рисовать очень аккуратно.
Рисунок 63. Учебные рисунки маленьких детей.
Иногда в рисунках головы освещение сзади или сверху-сзади эффективно в комбинации с фронтальным освещением. При этом важно не позволять свету от обоих источников падать на одну и ту же поверхность потому что такой тип освещения создаёт области перекрёстных теней. Конструируй волосы с использованием блочных форм.
Рисунок 64. Учебные рисунки маленьких девочек.
Волосы обеспечивают над чем поработать в облике девочек. Маленькие косички, вероятно, никогда не выйдут из моды. Чёлки тоже кажутся вечно популярными, как и волосы, свисающие свободно или локонами. В цветных рисунках присутствие яркого цвета в виде резинки или ленточки на волосах очень эффектны.
Рисунок 65. Ещё маленькие мальчики.
Когда художник прогрессирует в рисовании детей, его начинают впечатлять яркость характеров и личностей, которые он в них обнаруживает. У детей столько же эмоций и чувств, сколько и у взрослых и выражают они их более свободно. Когда мы становимся старше, скрывать свои настоящие эмоции, иногда очень глубоко. Большинство детей намного более правдивы, чем взрослые.
Рисунок 66. Ещё маленькие девочки.
Гораздо проще показать выражения детских лиц на рисунке, если сначала поймаешь эти выражения на фотокамеру. Выражения лиц детей меняются очень быстро и не стоит пытаться заставлять их удерживать эмоции.