Ритм
Ритм в рисунке - это нечто ощутимое. Ритм должен быть тесно связан с дизайном и каждая голова имеет дизайн. Это относительный поток линий, где одна линия работает совместно с другой или противостоит ей. Ритм - это свобода в рисовании, свобода выражать формы не тщательно, но в гармонии. Ритм - это когда рука работает больше с мозгом, чем с глазами, чувствуя вещи, а не глядя на них. В рисовании ритм приходит с практикой, так же, как и в гольф-клубе. Никто не скажет тебе, как его достичь, но когда станешь осознавать его, то начнешь распознавать, есть он или нет.
Чтобы попытаться описать ритм в рисунке, скажу, что художник чувствует упрощённую форму целой вещи, когда рисует каждую её часть. Ты видишь его руки движущимися над бумагой прежде, чем карандаш опустится на неё. Он чувствует линию раньше, чем делает её. Ритм - это не всегда кривые линии. Кривизна может быть противопоставлена блочности. Ритм может быть акцентирован там, где он больше подходит. Часто он скорее предполагает форму, чем точно передаёт её детали. И здесь художник оставляет камеру далеко позади, ибо камера должна записывать факты в деталях, а только присутствие в них ритма позволяет поймать неуловимые качества. Зритель чувствует ритм в твоей работе, даже если не может осознать его. Ты можешь почувствовать ритм в некоторых книгах, в то время, как другие ощущаются как слишком тяжёлые, порывистые или корявые.
Рисунок 17. Ритмичные линии в рисунке головы
Ритм - это всё вокруг нас, но мы должны научиться видеть и распознавать его. Он может быть описан как самая длинная линия, прямая или кривая, которую можно сделать до того, как изменится угол. Длинная прямая линия более выразительна, чем множество торчащих в разные стороны мелких. Стрела в полёте - это прекрасный пример ритма, движение воды или волны - другой пример. Дуга, описываемая баскетбольным мячом в воздухе, движение рук игрока, которым он ловит мяч, движение форм в женской прическе - всё имеет ритм. Можно сказать, что это непрерывное течение линии, которое отражает движение руки художника.
Я не могу сказать тебе, как добиться этого, но я верю, что ты сможешь. Неловкость происходит от недостатка тренировки: организации, координации, знаний и способностей, действующих вместе. Ритм - это вещь, которую ни камера, ни проектор не могут дать тебе. Ты чувствуешь его и стремишься передать - или же не чувствуешь. Помаши карандашом над бумагой, чтобы ри&совать свободные линии. Ни у кого не получается это хорошо с первой попытки.