Руки
Вероятно, ни один аспект рисования не сопровождается большей неразберихой и не обеспечен менее адекватным материалом для изучения, чем рисование рук. Большинство затруднений вызвано поиском материала, вместо использования материала, который всегда доступен, потому что две твои собственные руки - лучший источник информации. Наверное, ты никогда не думал о них с этой точки зрения. Рисование рук ты во многом должен постичь сам. Ни один инструктор не даст тебе больше фактов, чем твои собственные руки.
Изучение рук, помимо изучения их анатомической конструкции, состоит в основном в изучении соотношения размеров их частей. Пальцы имеют определённую длину по отношению к ладони; расстояния между суставами находятся в определённой пропорции с длиной всего пальца. Ширина ладони находится в соотношении с её длиной. Расстояния между костяшками на тыльной стороне пальцев больше, чем между складками на ладонной стороне. Длина самого длинного пальца от кончика до третьего сустава на тыльной стороне составляет практически половину длины тыльной стороны кисти до запястья. Большой палец почти достаёт до второго сустава указательного пальца. Длина кисти примерно равна длине лица от подбородка до линии волос. Ты сам можешь сделать эти сравнительные измерения.
Кисть руки - это наиболее гибкая часть всей анатомии, ей можно обхватить предмет практически любой формы с разумным размером и весом. Именно эта подвижность создаёт затруднения для художника, потому что рука может принимать огромное количество разнообразных положений. В то же время механические принципы работы руки остаются неизменными. Ладонь, будучи впадиной, может открываться и закрываться, а пальцы - складываться по направлению к середине ладони. Ногти - это жёсткие образования, защищающие кончики пальцев и дающие ребро жёсткости для более точного захвата. Иголку мы берём кончиками пальцев, молоток - их подушечками и всей остальной поверхностью. Тыльная сторона ладони более-менее устойчива к давлению пальцев, используемых для нажатия. По приспособлению к практически бессчётным возможным действиям кисть - самый удивительный механизм из тех, что мы знаем. В дополнение к её совершенству, как инструмента, она является наиболее тесно связанной с мозгом частью тела. Многие из её движений управляются подсознательными рефлексами; например, печатание на машинке или игра на пианино.
Человек начинает обучать свои руки задолго до того, как начинает сознательно обучать свой мозг. Младенец может эффективно использовать свои руки ещё до того, как он начинает думать. Он может схватить зажжённую спичку ещё до того, как научится тому, что она жжётся. История человеческого прогресса, начиная с древних времён, тесно связана с приспособляемостью человеческих рук.
Тот факт, что руки и их движения требуют такого небольшого участия сознания, может быть одной из причин, почему у нас так мало идей, как правильно рисовать их. Посмотри на свои руки - ты увидишь их в новом свете. Обрати внимание, как рука автоматически принимает форму объекта перед тем, как схватить его. Чтобы нарисовать руку, берущую объект, сначала надо изучить контуры объекта, затем понаблюдать за автоматической подстройкой руки к этому контуру. Для начала возьми мяч, персик или яблоко и понаблюдай за действиями своих пальцев прямо перед захватом предмета. Лежащий в этом действии механический принцип очень важен в рисовании рук.
Тыльная сторона руки обычно можно нарисовать тремя плоскостями - секция пальцев до нижнего сустава указательного пальца и две другие, пересекающиеся на тыльной стороне и сужающихся к запястью. В большинстве действий тыльная сторона руки изогнута и этот изгиб сводится к этим трём плоскостям. Ладонь обычно моделируется тремя блоками, окружающими её впадину - основание ладони, утолщённое основание большого пальца и область под остальными пальцами. Суставы большого пальца и остальных должны быть выровнены, чтобы сжиматься по направлению к центру ладони, а в разогнутом виде находиться под правильными углами. Также надо тщательно выравнивать ногти. Ноготь должен лежать на поверхности кости и его средняя линия должна совпадать со средней линией пальца, иначе он будет выглядеть смещённым.
Продолжай изучать свои руки. Мышцы лежат так глубоко, что они не так значимы, как внешние формы. Единственные костные формы, которые видны - костяшки пальцев и кости на запястье. Если ты научишься рисовать ладонь практически в любом положении, будет гораздо проще присоединить к ней пальцы и выровнять их. Изучи сравнительную длину пальцев, запомни, что большой палец во многих случаях находится почти под прямым углом к остальным. Забудь о мысли, что руки рисовать сложно. Это сложно, только если ты не знаешь, как они работают; однажды понятые, руки становятся восхитительными.