Рисование мальчиков и девочек - Дети младшего и школьного возраста
В этой части главы мы будем иметь дело с детьми младшего школьного возраста. Это возраст относительно спокойного роста перед новым рывком роста в юношеском возрасте. Это также возраст, в котором начинают формироваться и проявляться на лице привычки и характер. Можно также назвать его возрастом озорства, поскольку энергия не находит выхода в росте и выплёскивается в физической активности.
Это важно помнить, чтобы рисовать детей этого возраста с улыбкой - не только на лице того, кого рисуешь, но и на твоём собственном. Практически 100% детей в рекламе должны выглядеть активными и счастливыми. С другой стороны, лица детей очень красивы и во время отдыха. Иногда хочется, чтобы редакторы и художественные директора журналов предпочитали второе. Но в рекламе, особенно в рекламе еды, дети должны выглядеть приходящими в восторг от рекламируемого продукта.
Дети этого возраста живут в своём собственном мире. Кажется, что время от времени внутри них происходит маленькая
революция против того руководства, которым обременяют их родители и учителя, для понимания которого они ещё недостаточно взрослые. Попробуй вспомнить свои школьные дни. Когда тебя спрашивали, почему ты делаешь то или это, тебе часто хотелось ответить: «Потому что я уже устал от всех этих ваших поучений!». Часто взрослым трудно понять, отчего их наставления проходят мимо ушей ребёнка, а ответ прост: потому что их слишком много.
Когда мы считаем, что это возраст учёбы, то часто забываем, что обучение лучше достигается экспериментом, чем советами. Взрослые часто забывают это. Если ваш малыш разбирает на части будильник или разбрасывает ваши любимые инструменты за забором, это происходит из-за тяги к экспериментам и ваш ребёнок был бы тупым, если бы не делал некоторые из этих вещей.
Когда ты рисуешь детей, или даже фотографируешь их, забудь, что сам ты уже взрослый. Попытайся встретиться с ребёнком в его собственном мире. Ребёнок, который боится тебя или игнорирует, не будет самим собой и не станет хорошей моделью для рисования, если, конечно, ты заинтересован передать в рисунке дух детства. Этот дух выражается в лицах детей только когда они свободны от поучений. Понаблюдай за изменениями их лиц, когда кто-то начинает давать им наставления. Я не отрицаю необходимости наставлений вообще, я говорю лишь о том, что негодование и надутость на лицах не позволят сделать привлекательный рисунок.
Поскольку мы уже подробно обсудили пропорции, можешь поучиться из рис. 67 и 68, как применять их к лицам детей младшего школьного возраста.
Рисунок 67. Пропорции головы мальчика младшего школьного возраста.
Детей 8-12 лет рисовать труднее, чем совсем маленьких или взрослых. Тип головы уже установился к этому времени и некоторые дети даже имеют почти взрослый вид. Но есть трюк, позволяющий отличить эту возрастную группу. Глаза перемещаются вверх и касаются средней линии лица, а расстояние от линии волос до верха головы составляет 3/4 единицы вместо половины единицы у взрослых. У взрослых средняя линия проходит через центры глаз и через внешние их уголки, в то время, как у детей в возрасте около десяти лет весь глаз находится ниже этой линии. Нос всё ещё слегка выше второй четверти в нижней половине лица. Нижняя губа касается линии третьей четверти.
У мальчиков заметно развитие ушей. Рот во многом теряет младенческий вид. Молочные зубы сменяются постоянными и челюсть приспосабливается к этому изменению. Ноздри развиваются и хрящ носа расширяется. Кость переносицы развивается немного медленнее, так что у многих мальчиков сохраняются курносые носы.
Это возраст веснушек. Это также возраст озорства и беззаботного счастья. Волосы непокорные; передние зубы выглядят большими. В то время, как передняя часть челюсти развивается, остальная часть в углах под ушами отстаёт в своём развитии. Большая квадратная челюсть больше, чем любая другая деталь придаёт вид зрелости. Если хотите, чтобы лицо выглядело юным, углы челюсти должны оставаться округлёнными.
Рисунок 68. Пропорции головы девочки младшего школьного возраста.
Поскольку девочки взрослеют быстрее мальчиков, характеристики лица развиваются также соответственно быстрее. Многие девочки достигают вполне зрелого вида уже в свои 10 лет. Как я уже говорил раньше, у девочек более высокий лоб и соответственно поднятая линия волос. Щёки более округлые и на виде спереди часто большее расстояние между внешними уголками глаз и краями лица в тех местах, где прикреплены уши.
Нужно помнить что мы имеем дело с усреднёнными величинами. Всегда имеются вариации и исключения. На фотографиях девочки 10-12 лет часто выглядят более взрослыми, чем в действительности. Иногда причина этого - то, что мы видим только голову и плечи, а не всё тело. У девочек 13-14 лет голова уже почти полностью выросла, но тело - ещё нет.
Полнота губ всегда украшает лицо девочек и округлость черт предпочтительнее костлявости. Как и у мальчиков в этом возрасте, у девочек часто появляются веснушки, но не перестарайся с изображением веснушек в изображении девочек.
Чтобы хорошо рисовать головы детей этой возрастной группы, нужно практиковаться в рисунках множества лиц.
Рисунок 69. Четыре деления - мальчики младшего школьного возраста
Рисунок 70. Четыре деления - девочки младшего школьного возраста. Наверху справа - обычное разделение на четверти.
Интересно и полезно заметить, как пересекаются диагонали на лице девочки. Диагонали из уголков глаз через точку в основании носа идут к уголкам рта; другие от внешних концов бровей идут через уголки рта к точке в середине основания подбородка. Если ты планируешь заниматься иллюстрациями для рекламы, или уже работаешь в этой области, ты обнаружишь, что рисование мальчиков и девочек весьма выгодно. Почти любая реклама еды предназначена для матерей с подрастающими детьми или для самих детей. Ты можешь практиковаться рисовать как головы, приведённые на этом рисунке, так и любые другие из женских журналов.
Рисунок 71. Наброски мальчиков младшего школьного возраста
Рисунок 72. Наброски девочек школьного возраста.
Эти головы нарисованы только в контурах, поскольку контуры, вероятно, будут более полезны, чем завершённые работы. Здесь есть широта юных лиц, которая больше чувствуется, чем поддаётся измерению. В рисовании детей очень важно доверять своим чувствам. Иногда лицо получается моложе или старше, чем ты ожидаешь вне зависимости от того, что ты с ним делаешь. В этом случае лучший выход - попробовать другой объект для рисования.
Рисуй головы в контурах, пока не будешь удовлетворён видом возраста и выражения лица. Тон должен наноситься лишь на уже построенные формы. Если они выглядят неправильно, тон вряд ли поможет. Иногда рисунок головы в контурах выглядит гораздо лучше, чем завершённая работа.