Тонирование
Когда мы переходим от линии к тону, мы делаем очень большой шаг, потому что тон - это эффект света на форме. Хотя в рисовании карандашом нет такой нужды заботиться о тонкостях тонирования, как в рисовании красками, мы всё же должны делать разницу в освещённости более или менее заметной. Для начала лучше освещать объект ярко или же брать такой объект, который относительно прост для передачи света и тени. Тени, фактически, - это фигуры, которые появляются на поверхности формы, так что мы должны принимать во внимание и фигуру самой формы и фигуру тени на ней. Так что придерживайся, по возможности, простых света и тени. Сначала освещай объект сверху вниз. Позже ты можешь захотеть подсветку сзади, но никогда не давай обоим источникам освещать одно и то же место. Это создаёт фальшивость освещения и, следовательно, фальшиво выглядящую форму. Форма в действительности существует только в свете, полутени и тени, которые определяют её - если нет света, мы не можем видеть форму.
В очень рассеянном свете мы видим форму так, как мы представляем её только в контуре.
Если свет падает со всех сторон, форма уплощается, поскольку именно удалённость от источника света создаёт полутень и тень на поверхности объекта и отбрасываемую им тень. Под отбрасываемой тенью мы понимаем тень, продолжающуюся на другой плоскости, типа стены, или внизу, на шее под подбородком. Отбрасываемая тень имеет собственные границы, зависящие от направления, с которого приходит свет. В случае обычной тени, некоторые области формы просто оказываются так далеко, что свет не может достичь их. На круглой форме существует полутень, перед тем как мы достигнем тени, и полутень граничит с тенью. На квадратных или блочных формах тень резко следует за углом, который отсекает свет или вокруг угла, который свет не может достичь. Нос отбрасывает тень в ярком освещении; на щеках же, имеющих более округлую и плавную форму, свет смешивается с тенью.
Рисунок 32. Моделировнаие плоскостей.
Это смешивание света с тенью показывает разницу между плохим и хорошим рисунком. Если углы тени слишком смешаны со светом, рисунок теряет характер; если недостаточно - рисунок делается грубым и «хрупким». Хороший способ найти золотую середину - это спросить себя: «Сохранил ли я очевидность плоскости или потерял её?» Если ты округлил края настолько, что потерял плоскость, рисунок становится расплывчатым, фотографическим. Как раз поэтому приходится определять плоскости, когда делаешь рисунок с фотографии, ведь на ней они не видны отчётливо. При рисовании плоскостей мы можем заставить догадаться о направлении плоскости по направлению линии, без сильного изменения её яркости. По этой причине рисунки карандашом могут выглядеть весьма основательно, в то время как рисунок красками может потерять многое в передаче характера. Это принцип, эффективно используемый в рисовании пером - делать штрихи так, чтобы они следовали направлению плоскостей. Его можно использовать и в рисовании другими инструментами.
Надеюсь, что читатель уделит внимание рис.33, потому что я считаю эту страницу одной из наиболее важных в книге. Здесь собран воедино практически весь материал, изложенный ранее: конструкция, анатомия, плоскости, и окончательный рендеринг на примере одной головы.
Рисунок 33. Комбинирование анатомии, конструкции и плоскостей.
В дополнение к внимательному изучению этой страницы ищи собственный материал. Попробуй, сможешь ли ты выполнить рендеринг некоторых своих рисунков, где ,по твоему мнению, правильно переданы пропорции, анатомия и плоскости головы. Так ты научишься лучше, чем копируя сотни голов, нарисованных в учебниках. Это послужит проверкой, нет ли какого-то пробела в твоих знаниях. Если есть, повесь эти работы на стене, как постоянное напоминание, что ещё нужно тебе улучшить. Если ты всем доволен - можешь гордиться. Они послужат напоминанием о качествах, которые должны присутствовать в хорошо нарисованной голове. В законченном рисунке на заднем плане ты должен чувствовать то усилие, которое убеждает, что это рисунок головы, а не просто копия.