Разделы сайта:
Книга даст твоему карандашу крылья, чтобы вознести тебя на высоту настоящего искусства

Плоскости

Мы начали с представления головы как круга. Это логично, потому что она скорее круглая, чем квадратная. Однако, одним из более поздних открытий в искусстве стал факт, что постоянная округлость может быть более скучной, а в комбинации с квадратностью может создавать впечатление энергичности действия, которой недостаёт в работах многих старых мастеров. Округлость создаёт эффект «прилизанности», так раздражающий современных художников и критиков. Мне кажется, что идеал лежит где-то посередине между этими двумя крайностями. Слишком «квадратный» рисунок выглядит так, как будто он вытесан из дерева или камня. С другой стороны, слишком «круглый» рисунок выглядит столь благостным и гладким, что кажется, что отсутствует всякая структура под поверхностью, всё отполировано и блестит. Художники обнаружили, что придавая плоскостям квадратность и сглаживая лишь настолько, чтобы убрать эффект «каменности», возможно добиться объёмности и жизненности без впадания в крайности. Они также обнаружили, что плоскости имеют тенденцию приобретать небольшую кривизну на расстоянии. Если рассматривать проекцию на большом экране вблизи, удивительно, насколько плоским выглядит изображение. Но если отойти назад, плоскости исчезают и приобретают округлость.

В настоящее время всё же давай рисовать плоскости так, как будто они действительно лежат на форме. Этими плоскостями мы будем передавать подлинную объёмность. Лучше научимся превращать форму в её подлинную структуру, чем пренебрегать превращением, так что она будет выглядеть плоской и бесформенной. Сейчас мы не беспокоимся о яркости или затенении. Мы просто хотим знать, как плоскости создают основную форму лица или головы. Другими словами, мы хотим перейти от круглых к более угловатым формам, потому что эта угловатость придаёт гораздо больше характера, особенно мужским головам. Посмотри на рис.9. Изучи его внимательно, чтобы запомнить эти плоскости. Они подобны аккордам, из которых строится музыка, они являются основой и практически любую голову можно построить по ним.

После того, как запомнишь эти плоскости, попробуй строить их на наклонённой голове, как показано на рис.10. От этих плоскостей ты можешь перейти к перспективе, как продемонстрировано на рис.11. Когда отработаешь конструирование шара и плоскостей на лице, научишься использовать правильное расположение и вспомогательные линии, можешь считать, что прошёл уже большой путь к хорошему рисованию голов. Ты уже должен быть способен справиться со многими возникающими трудностями и вносить коррективы в свой рисунок. При рисовании многих портретов художники через несколько дней работы обнаруживают, что имеются ошибки в базовой конструкции. Что-то нужно передвинуть - глаз, нос или рот - и желаемое выражение лица никак не получается. Очень хороший способ изучения конструкции - нарисовать вспомогательные линии на копии с рисунка, сделанного кем-то другим, тогда ты сможешь увидеть точное расположение всех частей. Многие очень талантливые художники в действительности не знают как правильно конструировать и проводят много часов, добиваясь нужного результата. Никакие профессиональные трюки в рисовании голов не сравнятся с глубокими знаниями.

На рисунках 12-16 я подготовил для тебя немного забавного. Мы начнём допускать некоторые вольности в обращении с базовым шаром и плоскостями. Лучше делать это, не копируя. Мы будем экспериментировать с типами лица. Чтобы создавать разные типы, мы будем изменять идеальные, среднестатистические размеры. Три отрезка на средней линии лица могут быть сделаны неодинаковыми или искажёнными по твоему желанию. Затем мы можем менять форму черепа и его костных структур. Предлагаю тебе поиграть с выражениями лиц и характерами. Это интересно, а иногда и восхитительно - создавать разные характеры через изменение основных форм и расположения деталей. Трудно угадать, что получится, пока не закончишь рисунок. С другой стороны, ты можешь планировать заданный тип и добиваться наиболее точного приближения к нему твоего персонажа. Ты обнаружишь, что рисуешь головы вполне приемлемо, а иногда твои работы даже имеют вполне профессиональный вид.

Hosted by uCoz